суббота, 9 февраля 2013 г.

экономическое развитие волгограда в период 1950-1960

Для производства всех строительных работ с 1952 г. в адрес УКСа по линии Министерства вооружения и по централизованным заявкам стали прибывать специалисты разных профессий из многих городов СССР. За всё время на стройке работало всего шесть инженеров-гидротехников, прибывших после окончании инженерно-строительных институтов из Горького ( и ) и Самары (А. Доброхотов, Б. Колоярцев, А.К. Крикунова, В.А. Панкратов). Основная масса специалистов строителей состояла из инженеров и техников промышленно-гражданского строительства, механиков, экономистов и т.д. В числе прибывших были инженер-макшейдер Е.Т. Минаев, старший прораб С.Ф. Дмитриев, инженер Т.И. Арцибасова (все из Москвы), специалист по бетону и арматуре Трошилов (Ижевск), инженер Черёмушников (Сталинград). Рабочие кадры пополнялись жителями Нижней Террасы, Ульяновска. Основную часть работающих составляла молодёжь, много было из окрестных левобережных деревень. Труд заключённых на строительстве КИЗ не применялся. Всего на строительстве дамбы работало 3650 человек: на общестроительных работах 2700, на гидронамыве 500, на бурении 100, транспорт 200, на каменном карьере в Смородинове 150. Для сравнения: в 1917 г. на строительстве патронного завода 3 работало 3500 человек.

Директором УМЗ в 1950-1960 гг., на долю которого выпали значительные события в истории завода и Володарского района Ульяновска, был . Руководитель производства, сформированный в сталинский период развития страны, отличался дальновидностью в подборе кадров и перспективных проектах, организаторскими способностями и много сделал для завода и района. Одновременно, делая ставку на молодых работников и опытных специалистов, В.П. Белянский направил на строительство дамбы главного энергетика завода, который возглавил строительство в должности начальника УКСа заместителя директора (фото 2); В.Л. Долотова заместителя главного механика завода, возглавившего комбинат производственных предприятий (КПП); П.И. Ситникова - начальника цеха 43, который стал начальником 3-го спецучастка сантехнических работ, а затем первым начальником цеха 69 (с 1959 г .). Главным инженером УКСа был А.Н. Коренев. В УКС, как основные подразделения, входили участок 1 (начальник С.И. Авдонин, старший прораб С.Ф. Дмитриев, начальник ПТО С.Ф. Добычин), участок 2 жилищное строительство (начальник В.С. Мыльников), участок 4 с 1956 г . (начальник Ф.Я. Добычин), машинопрокатная база (начальник Г.С. Тарасов, ведении которой находились все бульдозеры, экскаваторы и т.д.

В сентябре-ноябре 1952 г . были разработаны и выданы рабочие чертежи на гидронамыв тела дамбы и по глубокому дренажу, электроснабжению объектов. Для выполнения этих работ Д.Ф. Устинов привлёк СМУ других Министерств. Гидронамыв подходов на правом и левом берегах р. Волги к новому и железнодорожному мостам выполняли специалисты МПС специализированное строительно-монтажное управление (ССМУ) треста "Трансгидромеханизация" (г. Москва), главным механиком которого работал Ф.Г. Будревич. Бурение скважин глубокого дренажа и монтаж пьезометрической сети наблюдательных скважин выполнял ульяновский участок треста «Промбурвод» (г. Москва), а также ульяновский участок треста «Волгоэлектромонтаж» Министерства монтажных и специальных строительных работ. На УМЗ были направлены специалисты с заводов Министерства вооружения из городов Молотов (ныне Пермь), Сталинграда (ныне Волгоград), Ижевска. Для осуществления контроля хода строительства была образована дирекция строящегося объекта (дамбы), в которую вошли начальник И.С. Атутин, командированный в Ульяновск с Куйбышевской ГЭС с подчинением только директору УМЗ, главный инженер Р.Г. Баринов, инженер Б. Колоярцев. Генеральным подрядчиком стал УМЗ им. Володарского, на котором для этих целей было создано управление капитального строительства (УКС).

Само строительство дамбы и других сооружений инженерной защиты такого масштаба могло проходить только в условиях строгого контроля и ответственности за порученное дело, как при проектировании, так и при строительстве. Так, при обсуждении в Правительстве СССР вопроса строительства Куйбышевской ГЭС и инженерных защит от Куйбышевского водохранилища министр вооружения Д.Ф. Устинов заявил, что Министерство вооружения отказывается от помощи Министерства энергетики и Куйбышевгидростроя и самостоятельно, не имея опыта в гидротехническом строительстве, берёт на себя координацию проектных работ (через ГСПИ-7), организацию этого строительства и его финансирование. После этого 12.08.1952 г. вышел соответствующий приказ, и сразу же были привлечены к проектированию инженерной защиты ведущие институты Москвы, Куйбышева (ныне Самара), Ростова н/Д, Ленинграда (ныне Петербург).

Ориентировочно общая сметная стоимость КИЗ составила 182,9 млн. руб. в ценах 1957 г. или 200 млрд. руб. в ценах 1994 г. С момента создания КИЗ, находящейся на балансе УМЗ, содержание и её эксплуатация обеспечивались Министерством оборонной промышленности СССР за счёт централизованного финансирования. Такова краткая технико-историческая характеристика дамбы.

Электрическая часть КИЗ обеспечивает функционирования всех имеющихся агрегатов. Откачивающее оборудование имеет двойное электропитание, а насосные станции, работающие на водоснабжение тройное. Протяжённость ЛЭП и кабельных сетей составляет 30 км. Расход электроэнергии составляет 19,5 млн. кВт/час в год.

Для отведения фильтрационного потока, поступающего с Верхней Террасы в сторону р. Волги (600 м 3 /час), и для отведения дождевых и талых вод с ограждаемой территории (500 м 3 /час) служит третий эшелон защиты. Этот эшелон включает в себя систему водоотводных и нагорных канав общей протяжённостью 19 км и глубиной 5 м. Все водоотводные канавы размещены в придамбовой полосе шириной 100-200 м и осуществляют водоотбор лишь с половины защищаемой территории.

Более мощный фильтрационный поток проходит через основание дамбы и достигает 4500 м 3 /час. Для его перехвата выполнен второй эшелон защиты глубокий дренаж и глухой коллектор протяжённостью 8 км, представляющий линейную систему дренажных скважин, заложенных параллельно дамбе в 150 м от её оси. По проекту система включала в себя 319 скважин (было пробурено 304), расположенных через 25 м, глубиной от 28 м до 45 м. Фактически на 1995 г. функционировало 560 скважин. Водоотбор из этих скважин в объёме 110-150 тыс. м 3 в сутки (в зависимости от горизонта водохранилища) осуществляется двумя нитками сифонных трубопроводов диаметром 300-630 мм, уложенных на 5 км в железобетонной галерее и на 3 км в земляной призме. По сифонным трубопроводам фильтрационный поток отводится в пять дренажных насосных станций. Две станции 2 и 4 используются для водоснабжения района в объёме 50 тыс. м 3 в сутки. На станциях установлены 24 артезианских насоса производительностью 600 м 3 /час и 1200 м 3 /час. Протяжённость напорных трубопроводов перекачки воды диаметром 400-500 мм достигает 20 км.

В первый эшелон входит защитная дамба протяжённостью 8,2 км, высотой 11-16 м, с шириной по гребню 6 м и в основании 75-120 м. Дамба возведена способом гидронамыва, её объём составил 4,2 млн. м 3 речного песка. Назначение дамбы защита территории от затопления. Гребень дамбы на 5 м выше НПУ водохранилища. Верхний откос дамбы укреплён армированными бетонными плитами толщиной 400 мм. На мокрый откос дамбы уложено более 95 тыс. м 3 железобетона. Сухой откос закреплён травяным покровом. Дамба фильтрующая, объём фильтрационного потока через тело дамбы 1500 м 3 /час. Для перехвата фильтрационного потока и предотвращения выхода его на сухой откос в теле дамбы выполнен придамбовый дренаж с системой коллекторов протяжённостью 14 км и диаметром труб 300-400 мм.

Эти задачи были решены созданием комплекса инженерной защиты (КИЗ), который включает в себя 3 эшелона защиты.

- отведение всех видов стоков, как для завода, так и для жилых зданий.

- отведение грунтовых и дождевых вод с защищаемой территории,

- обеспечение неподтопляемости территории грунтовыми водами,

- обеспечение незатопляемости защищаемой территории,

Перед проектировщиками были поставлены следующие задачи:

Схематический проект защитных мероприятий был разработан в 1950 г. институтом «ВНИИВОДГЕО» Госстроя СССР и утверждён Комитетом по строительству при СМ СССР в феврале 1951 г. решением 41с при рассмотрении проектного задания волжской Куйбышевской ГЭС. Проектирование инженерной защиты Совет Министров СССР возложил на Министерство строительства предприятий тяжёлой индустрии и Министерство строительства предприятий машиностроения. Генеральным проектировщиком стал ГПИ «Водоканалпроект» (г. Москва) Министерства предприятий тяжёлой индустрии. Проект защитной дамбы был разработан КПКР треста «Гидромеханизация» Министерства строительства предприятий машиностроения РСФСР. Система защиты от подтопления - «глубокий дренаж» разработана институтом «Фундаментпроект» этого же Министерства. Электрическая часть КИЗ разработана МПКУ ЦЭМ Министерства строительства предприятий тяжёлой индустрии. В проектировании были задействованы Харьковское отделение ГПИ «Водоканалпроект» и Ленинградский институт «Промстройпроект» Министерства предприятий тяжёлой индустрии.

21.08.1950 г. СМ СССР принял Постановление о начале строительства Куйбышевской ГЭС. Исходя из сложной международной обстановки того периода, после проведения ТЭО для сохранения объекта п/я 19 УМЗ им. Володарского, выпускавшего патронную продукцию, и прилегающей территории в соответствии с распоряжением СМ СССР от 06.08.1952 г. 20013 РС о строительстве Куйбышевской ГЭС и последующим приказом Министра Вооружения СССР от 12.08.1952 г. 774 в 1953-1957 годах был спроектирован и построен комплекс гидротехнических сооружений, защищающий территорию площадью 1250 га с расположенным на ней заводом (204 тыс. м 2 общей площади) и жилым посёлком на 18 тыс. человек.

Более 55-ти лет на левом берегу Волги существует объект, жизненно важный для тысяч людей, проживающих на Нижней Террасе. В повседневной жизни его называют просто дамба. Согласно проектно-технической документации это комплекс гидротехнических сооружений инженерной защиты ныне Ульяновского патронного завода и его жилого массива. Гидротехнических сооружений подобной сложности не было даже в Нидерландах, хотя 40% территории этой страны находится ниже уровня моря. В связи со строительством Волжской ГЭС им. В.И. Ленина (ныне Куйбышевской ГЭС) и последующим образованием Куйбышевского водохранилища территория Володарского района города Ульяновска, которая включала старинные заволжские слободы Часовня, Канава и Королёвка, площадку Ульяновского машиностроительного завода (УМЗ) и его жилого массива, а также сёла Архангельское и Сосновка, деревни Малое и Большое Пальцино Чердаклинского района оказалась в зоне затопления. Горизонт водохранилища поднимался плотиной Куйбышевской ГЭС на 20 м выше естественного уровня р. Волги. Большинство производственных и жилых зданий были бы затоплены на уровне 3-х этажей. Слой воды составил бы 6- 10 м в зависимости от рельефа местности. Сносу подлежало более 1000 домовладений, ж.-д. станция Нижняя Терраса, ликвидировались прежние водозаборы и выбросы канализационных стоков. В последующем это привело к строительству нового ж.-д. подъезда к заводу со станции Верхняя Терраса, переносу на 16 км от завода базисных складов и испытательного полигона, строительству канализационного коллектора с Нижней Террасы на Верхнюю Террасу с двумя насосными станциями 6 и 7, строительству очистных сооружений для очистки стоков Нижней Террасы в объёме 7 тыс. м 3 , а также строительству новой системы электроснабжения предприятий правого берега (ЛЭП-110 кВ).

Заволжская дамба

Заволжская дамба

Комментариев нет:

Отправить комментарий