четверг, 7 февраля 2013 г.

правители государства хунну

В могильниках Ноин-Улы ученые также обнаружили лаковую посуду - то, что составляло богатство китайской империи и ценилось на вес золота. «Это совершенно уникальные предметы, они имеют надписи, по которым можно датировать чашечки», - рассказывает специалист.

Учитывая сложную политическую ситуацию на границах земледельческой цивилизации, последняя была вынуждена фактически платить дань. Официально сие называлось «подарками». Откупаясь от воинов-номадов, ханьский Китай преподносил кочевникам, например, лаковые колесницы. В одном из захоронений были найдены ее фрагменты. «Мы знали, что такие вещи были в списках подношений, по письменным источникам, а вот теперь смогли убедиться и на археологическом материале», - комментирует Наталья Полосьмак.

История вещная, по словам Натальи Полосьмак, в ноин-улинских могильниках чрезвычайно богата. «Мы находим много предметов, которые принадлежат к китайской культуре того времени, - говорит ученый. - Все захоронения знатных хунну заполнены такими вещами. Китай уже в то время доминировал в Центральной Азии за счет того, что они умели производить великолепные товары, предметы быта и роскоши. Интересно было узнать, насколько сильно этот импорт заполнил Степь. Как оказалось, могилы хуннской знати на две третьих состояли из подобных вещей».

Более того, новые материалы, полученные при археологических работах, показали, что хунну использовали и похоронные обряды ханьского Китая, следуя в них даже таким тонкостям, как сохранение тела. «Мы находили слои специально принесенной озерной глины, - объясняет Наталья Полосьмак. - Она укладывалась между стенками двойного сруба и полностью запечатывала погребальную камеру. Для чего? Судя по китайской традиции, это делалось, чтобы мертвый оставался нетленным». Уникальность Ноин-Улы, как отмечает специалист, состоит в следующем: такие сооружения остались целыми, что дает уникальные параллели с ханьским Китаем, а еще - возможность провести дендрохронологический анализ.

Самая значимая прослойка хуннского общества все-таки идентифицировала себя с высокопоставленными представителями народа, за счет которого она жила, копируя традиции и культуру. Об этом свидетельствует не только набор артефактов, найденный в захоронениях Ноин-Улы, но и сам принцип построения последнего пристанища. «Могилы для знати имеют очень большую глубину – около 18 метров. Нам удалось полностью установить, как они выглядели: пирамида, уходящая вниз: это полностью повторяло то, что мы знаем относительно ханьского Китая», -  говорит Наталья Полосьмак. По ее словам, для кочевых племен такие захоронения не характерны: они вообще не любят рыть землю, это противоречит их эстетике и культуре. «Поэтому, - делает вывод ученый, - можно сказать: общество китаизировалось, в его состав входило много представителей соответствующего народа, которые могли осуществлять эти непростые инженерные работы, потому что самим выкопать могилу глубиной в 18 метров, не имея навыка – очень сложно».

Культуру хунну во многом определяло противостояние с ханьским Китаем, на границах которого передвигались орды номадов Центральной Азии. Собственно, империя кочевников и сложилась из-за того, что располагалась рядом с огромной земледельческой страной и могла существовать с помощью эксплуатации богатств последней. Это очень сильно отразилось и на археологическом материале.

«Они были способны остаться в Степи безо всего этого, однако, пока имелась возможность, пользовались в полной мере», - отмечает сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН член-корреспондент РАН Наталья Викторовна Полосьмак, рассказывая о прошлом загадочных номадов. Раскопки могильников Ноин-Улы, которые ведет ученый, великолепно иллюстрируют усилия ханьского Китая по приручению воинов Степи. «Расцвет империи хунну пришелся на границу третьего-второго веков до нашей эры. В этот период они давили на великого соседа настолько сильно, что тот был в абсолютной растерянности. Примерно два с половиной столетия кочевники просто не давали Китаю спокойно жить» - рассказывает археолог.

«Мы предложим им наши культурные ценности и роскошь. Они не смогут без всего этого обходиться, и тогда их можно будет покорить», - примерно так думали хитрые китайские правители династии Хань, пытаясь хоть как-то обезопасить свои рубежи от набегов хунну. Стратегия, прямо скажем, толковая, на протяжении веков не раз демонстрировавшая свою эффективность. Однако тут Китай просчитался: кочевники могли в любой момент сбросить тонкий налет цивилизации и отказаться от тех красивых вещей, что в избытке поставлялись правителям- шаньюям и хуннской знати.

Империя хунну: найти ветер в поле

» » Империя хунну: найти ветер в поле

Империя хунну: найти ветер в поле | COPAH.info

Комментариев нет:

Отправить комментарий