воскресенье, 10 февраля 2013 г.

мор голов уборы фотографии

И те, и другие головы имеют высокий округлый лоб, фактура волос часто трактуется сходным образом - насечкой в виде параллельных борозд. Некоторые головы махан яфе, как и Нок, имеют свисающие книзу усы, заплетенные наподобие шнура (ту же форму шнура имеют брови большинства голов Нок). У одной из голов махан яфе такой же приоткрытый рот и широкий, приплюснутый нос, как и у знаменитой большой головы из селения Нок, причем в обоих случаях моделировка отличается жесткостью, формы резко очерчены. На статуэтках и фрагментах фигур Нок можно видеть украшения в виде ручных и ножных колец-браслетов, иногда - головные уборы. На всех известных нам головах махан яфе также имеются украшения в виде колец-серег, а одна из них, кроме того, имеет кольчатый цилиндрический головной убор, такой же, как у реставрированной пол у фигуры Нок. Мы отдаем себе отчет в том, что аналогии частного порядка могут навести на мысль о возможности какой-то непосредственной специфической связи между этими культурами. Более часто приходится сталкиваться с подобными и еще более поразительными аналогиями при сравнении художественных памятников различных архаических культур, включая и случаи, когда какая-либо связь между ними полностью исключена (ср., например, мезолитическое наскальное искусство Восточной Испании и Южной Африки, Сахары и Белого моря, традиционное искусство канадских индейцев и народов Тропической Африки и т. д.). Кроме того, фундаментальная общность обеих художественных традиций не должна заслонять ощутимого различия в манере исполнения, специфических особенностей стиля и отчасти натуры. С другой стороны, такие фундаментальные показатели, как ориентированность на живую модель, отсутствие зооморфных и фантастических элементов, тенденция к со

Совершенно иными нормами руководствуются создатели скульптуры Нок и махан яфе. Здесь полностью отсутствуют зооантропоморфные сочетания традиционной скульптуры, фантастические образы, характерные для позднего искусства сао, или черты крайнего гротеска, обычные для большинства фигур номоли, помдо. Экспрессия некоторых голов Нок и махан яфе довольно высока, но никогда не переходит грань, отделяющую реальное от фантастического. Естественные пропорции не нарушены, черты лица не искажены. Подчеркнем, что все эти качества, необычные для традиционного африканского искусства, в равной мере относятся как к скульптуре Нок, так и к махан яфе. Сопоставляя отдельные детали, мы обнаруживаем параллелизм и на более глубоком уровне.

Сравним каменные головы махан яфе с терракотовыми головами Нок. Возможно, что последние в некоторых случаях представляют собой фрагменты фигур, однако большие головы, найденные в селениях Джемаа и Нок, по-видимому, являются такими же законченными произведениями, как и головы махан яфе (ср. головы Ифе, Бенина, сао, Эзие и т. д.). Таким образом, мы имеем дело, вероятнее всего, с однотипными изделиями, что само по себе достаточно показательно. В данном случае это может указывать на то, что они предназначались для выполнения сходных функций. Определенная натуралистичность, тщательность моделировки, детализация, не оставляющая без внимания своеобразие этнических черт, указывают на то, что скульпторы Нок и махан яфе опирались в своей работе на живую натуру, а быть может, даже имели в виду конкретную модель. Правда, рассматриваемая скульптура не достигает в этом направлении такого технического и художественного совершенства, как, например, искусство Ифе, но она, так же как и та, далека от безличной условности, характерной для поздней антропоморфной традиционной пластики. Скульптура махан яфе и Нок не просто антропоморфна, она антропосущна, человечна по замыслу и по смыслу. Понятно, что, когда речь идет об архаических формах, направленность такого рода не может быть случайной, она должна соответствовать определенной функциональной структуре и через нее - социально-экономическому укладу, так же как определенному уровню художественного сознания. Принципы, на которых базируется позднее традиционное искусство, существенно отличаются от тех, которые лежат в основе этой скульптуры. Изобразительные формы антропоморфной деревянной скульптуры в пределах одного стиля полностью унифицированы. Каждая школа создала свои образы, выработала свои приемы моделировки каждой детали, будь то ухо, нос, масса волос или общая форма головы. Традиционного скульптора, чье творчество не выходит из русла этих канонизированных приемов, не смущают любые деформации, нарушение пропорций, фантастические сочетания разнородных элементов. Это понятно, поскольку его создания, как правило, не претендуют на то, чтобы быть отражением или отображением зримых предметов окружающего мира.

Рис. 97. Голова махан яфе с цилиндрическим головным убором. Камень. Север Сьерра-Леоне. Частная коллекция, Базель

Сопоставление стиля, техники, сюжетов скульптуры махан яфе и Нок хотя и дает пример удивительного параллелизма, все же не вызывает сомнения в том, что они являются созданием разных народов. Утверждая это, мы исходим не только из их территориальной разобщенности - мы знаем о постоянной миграции этнических групп Западной Африки. Нельзя считать также абсолютно надежной существующую датировку этих памятников. В частности, датировка скульптуры махан яфе, базирующаяся на косвенных данных, колеблется от XIII века до эпохи неолита. Наиболее убедительными показателями здесь являются типологические характеристики стилей. Нас не должна вводить в заблуждение двусмысленность этих показателей. Какими бы убедительными ни казались стилистические параллели, они не более чем результат некоего стадиального соответствия, социальной, идеологической, интеллектуальной общности, сходного уровня развития художественного сознания (рис. 97).

Отвлекаясь от абсолютной хронологии и главным образом исходя из анализа стиля, сюжета, техники и т. д., мы приходим к заключению, что примерно к тому же стадиальному уровню, что и Нок, следует отнести и некоторые из описанных выше ископаемых культур Западной Африки, в частности каменные изваяния махан яфе. Следует подчеркнуть, что ввиду отсутствия хронологической и территориальной корреляции между этими культурами речь может идти, по-видимому, лишь о стадиальной, а не какой-либо специфической общности.

Уже прямое сравнение показывает, что пластические идеограммы современного традиционного искусства адекватны идеографическим формам последней фазы наскального искусства, тогда как умеренная стилизация древнейшей африканской скульптуры - скульптуры Нок (V в. до н. э. - II в. н. э.) - поразительно точно соответствует уровню стилизации наскальных изображений начала того же I периода. Как мы видели, наскальное искусство этого времени, в массе уже достаточно далекое от натурализма, все еще не утратило связи с натурой. Оно в такой же мере ориентировано на живую модель, как и на ее художественный образ (созданный ранее и уже в достаточной мере стилизованный рисунок). Иначе говоря, изобразительные формы наскального искусства этого переходного периода находятся на полпути от натурализма к идеограмме или, сужая эти рамки, - от реализма к схематизму, что верно и в отношении скульптуры Нок. Эта скульптура, как мы знаем, сохраняет достаточное разнообразие в общей трактовке образов (ср., например, формы голов). Но некоторые детали уже унифицированы (например, способ изображения глаз, бровей). Впрочем, и разнообразие моделировки голов весьма относительно: разнообразие трактовки образов сводится, в конечном счете, к тому или иному способу стилизации, геометризации форм и не влияет на степень условности, то есть общий уровень деформации сохраняется. Уже эта стилизация, рафинированность, отточенность форм скульптуры Нок свидетельствуют о том, что в данном случае мы имеем дело с достаточно развитой художественной традицией. То есть этот материал представляет древнейший хронологический, но отнюдь не самый архаический пласт африканской скульптуры (ил. 492).

II стадия, 2 период

Насколько можно судить по немногим дошедшим до нас древним памятникам скульптуры, а также по архаическим пластам традиционного искусства, стилистическая эволюция объемных изображений в общих чертах следует той же тенденции. Формы позднейшей традиционной скульптуры, далеко ушедшей по пути стилизации, нередко достигают того уровня условности, когда скульптурное изображение становится пластической идеограммой.

Эволюция живописно-графических форм в наскальном искусстве - от умеренно стилизованных до крайне схематических и, наконец, абстрактных и идеографических символов - прослеживается повсеместно (Сахара и Северная Африка, Восточная Африка, отдельные районы Тропической и Южной Африки).

Некоторые особенности эволюции традиционной скульптуры

Цифровые библиотеки и аудиокниги на дисках почтой от INNOBI.RU

Кулер на 19л бутыль для воды. . Подбор и изготовление корсетов для позвоночника - http://www.ladomed.com/.

Пользовательского поиска

Искусство тропической Африки (Мириманов В.Б.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий